Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации образовательной деятельности в МАДОУ «Д/с №22» оборудованы групповые ячееки.
Каждая группа имеет свое название, которое облегчает узнаваемость группы для обучающихся (воспитанников), в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) воспитанников.
В состав каждой групповой ячейки входят:
Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей по количеству воспитанников в каждой группе и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками – полками для головных уборов, крючками для верхней одежды и полкой для обуви. Каждая индивидуальная ячейка маркируется в соответствии со списочным составом группы общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В образовательных целях приемная используется для формирования умений одеваться и раздеваться, воспитания опрятности (алгоритм одевания, дидактическая кукла с набором одежды по сезонам).
Умывально - туалетная комната - где установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальником установлены вешалки для детских полотенец по количеству обучающихся (воспитанников), кроме того, в туалетных установлены душевой поддон, шкафы для уборочного инвентаря. В образовательных целях размещен алгоритм мытья рук для формирования культурно-гигиенических навыков.
Спальни - предназначена для организации дневного сна детей. Спальни оборудованы стационарными кроватями. Дети обеспечены
индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют 3 комплекта постельного белья и полотенец, 2 комплекта наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
Групповая комната - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по количеству детей в группах. Стулья и столы промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических данных обучающихся (воспитанников) и в соответствии СанПиН Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно – эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи » от 28.09.2020
Каждая групповая комната оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и организации различных видов деятельности детей. Также в групповых комнатах находятся учебные доски (маркерные). Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда Учреждения обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке представлены альбомы, книги, телефон, игрушки для релаксации, игрушки-забавы.
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группах компенсирующей направленности создает возможность для успешной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Наполнение развивающих уголков в группе соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Речевые уголки имеют дидактические пособия и игры для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков; картотеки словесных игр.
Для реализации коррекционной работы, в том числе для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в группе воспитатели используют специальные дидактические материалы:
- в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР речевое развитие представлено игровым материалом и пособиями по направлениям: формирование лексико – грамматических категорий, правильного речевого дыхания, развития связной речи, коррекции звукопроизношения, обучения грамоте, развитие мелкой моторики рук, развитие высших психических функций.
- для ребѐнка – инвалида: домино, алгоритмы, разрезные карточки, дидактические материалы и игровые пособия, которые направлены на развитие способности к самообслуживанию. Материалы размещены в специальном контейнере для ребенка – инвалида.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает учет национально-культурных условий. В патриотических уголках в группах созданы тематические альбомы: «Оренбуржье – степное», «Люблю тебя – мой Оренбург» и т.п. имеются официальные и неофициальные символы Оренбургской области: флаг, герб, пуховый платок, изделия народных промыслов, куклы в национальных костюмах.
Объекты для проведения практических занятий
В МАДОУ «Д/с №22» оборудованы следующие учебные помещения, предназначенные для проведения практических занятий, в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей, в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с участием семей воспитанников. На занятиях по музыкальной деятельности происходит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие восприятия музыки, фольклора, а также реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия, театральные костюмы и атрибуты, демонстрационный материал, пособия для проведения утренников, музыкально-дидактические игры и пособия (альбомы, портреты композиторов, картины, аудиозаписи и др.), шапки-маски зверей, овощей и фруктов, стульчики, ширма - стойка для кукольного театра, театр, позволяющие организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, ноутбук, телевизор и другое оборудование.
Спортивный зал МАДОУ «Д/с №22» занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований, в том числе с детьми инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с семьями воспитанников.Оборудование спортивного зала включает: оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, массажные мячи, мягкие модули и другое); игровое спортивное оборудование (оборудование для игр с мячом и другое); разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и другое). Все оборудование соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.
Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения подгрупповой, индивидуальной развивающей и коррекционной работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и семьями воспитанников. Кабинет оснащен диагностическим, методическим материалом и учебно-наглядными пособиями.
В кабинете педагога-психолога совмещены следующие зоны:
-зона консультативной работы;
- зона диагностической и коррекционно-развивающей работы;
-рабочая зона педагога-психолога.
Зона игровой терапии и зона релаксации не выделены в кабинете. Данные виды деятельности педагога-психолога реализуются в музыкальном зале и в группах.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения подгрупповой, индивидуальной развивающей и коррекционной работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и семьями воспитанников. Кабинет учителя-логопеда для осуществления коррекционной работы оснащен: учебным методическим пособием по коррекции звукопроизношения, а также профессиональным столом логопеда с встроенным коипьютером "Инклюзив Лого"
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями. Библиотека МАДОУ "Д/с№22" оборудована в методическом кабинете
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся (воспитанников) в МАДОУ «Д/с №22» оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий, в том числе для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивный зал
-проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию во всех возрастных группах, в том числе с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение индивидуальной работы, в том числе с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение спортивных праздников, развлечений для всех возрастных групп, в том числе с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).
Физкультурно-оздоровительные центры в группах:
- проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
- развитие двигательной активности и физических качеств детей, в том числе у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные площадки (2):
- проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе для всех возрастных групп в теплый период времени (в холодный период времени для детей старшего дошкольного возраста), в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе, в том числе с ребенком – инвалидом и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников);
- закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, лазанье, равновесие), в том числе у ребенка – инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Д/с №22» используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно- наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Все объекты МАДОУ «Д/с №22» для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками) в том числе для детей- инвалидов и детей ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
-игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
-спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
-учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
-музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики идр.);
-техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизор в музыкальном зале, проектор);
-печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии, релаксационное оборудование и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МАДОУ «Д/с №22» имеется музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием, в том числе для детей инвалидов и детей ограниченными возможностями здоровья.
В музыкальном зале есть музыкальный центр, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы.
В спортивном зале есть мячи, обручи, скакалки, шведская стенка, маты и гимнастические скамейки, а также остальное спортивное оборудование.
В кабинете педагога - психолога имеются дидактические и наглядные пособия, игры, игровое оборудование, аудио записи для проведения релаксации с детьми.
В кабинете учителя – логопеда имеется материал по коррекции речевого развития.
Оснащенность методического кабинета средствами ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) способствует познавательному развитию и обучению педагогов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно - функциональных зон: доступно - частично избирательно.
В МАДОУ «Д/с №22» созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
- имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- при входе в МАДОУ «Д/с №22» и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника – уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- при входе на территорию МАДОУ «Д/с №22» имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- официальный сайт МАДОУ «Д/с №22» адаптирован для лиц с нарушением зрения.
В 2021 году МАДОУ «Д/с №22» не вошло в перечень образовательных организаций для проведения работ по созданию архитектурной доступности объектов образования в рамках реализации мероприятий государственной программы Оренбургской области «Доступная среда».
Специальные условия питания
Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ.
Основными принципами питания являются:
-обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;
-соблюдение режима питания;
-выполнение правил технологии приготовления блюд.
Питание детей в ДОУ организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и инструкциями по охране труда, организации работы в пищеблоке.
Закупка и поставка продуктов питания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями), на контрактной основе. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество продуктов проверяется кладовщиком и заведующим. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
В ДОУ организовано 4-х разовое питание (завтрак, 2-ой завтрак, обед, уплотнѐнный полдник). Соблюдается режим питания по отдельным приѐмам пищи.
Питание детей организовано в соответствии с примерным меню (летне-осенним и зимне-весенним), утвержденным заведующим ДОУ, рассчитанным на две недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп. Рацион питания разнообразен, включает в себя необходимый набор продуктов питания в соответствии с СанПиН. Имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд.
МАДОУ «Д/с №22» посещают дети с ОВЗ, которые не имеют ограничений в питании, соответственно разработанное 10-дневное меню соответствует их потребностям.
При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.Завтрак составляет 20% суточной калорийности,2-ой завтрак -5%, обед 35%.
уплотнѐнный полдник - 35 % Натуральные нормы питания колеблются в пределах от 95 до 100 %.
Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток.
Для укрепления здоровья детей ежедневно осуществляется искусственная С-витаминизация третьего блюда из расчета норм для детей каждого возраста.
Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссий детского сада.
В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблокеотбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
Используются обогащенные продукты питания: хлеб «Дарницкий», обогащенный белком йодированным молочным «Биойод»; соль поваренная пищевая молотая йодированная при изготовлении блюд в целях профилактики йододефицитных состояний у детей.
В ДОУ организован питьевой режим: кипячѐная питьевая вода, срок хранения которой не более трѐх часов. Кипячение осуществляется на пищеблоке в специально предназначенных групповых ѐмкостях. Питьевая вода по качеству и безопасности соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления.
Имеется физкультурный зал, спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе, оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки. В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, массажные мячи, рециркуляторы бактерицидные для обеззараживания воздуха)
В Учреждении функционирует в полном объеме медицинский блок по договору безвозмездного пользования между МАДОУ «Д/с №22» и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана (структурное подразделение «Детская поликлиника»)
В состав медицинского блок входят:
-медицинский кабинет;
-процедурный кабинет.
Все помещения медицинского блока оснащены всем необходимым оборудованием и набором мебели. Оборудование медицинского блока соответствует требованиям стандарта оснащения медицинских блоков в соответствии с приказом Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.11.2013 года №822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания, образовательных организациях».
Пройдена процедура лицензирования медицинского кабинета и получена Лицензия на осуществление медицинской деятельности. Медицинское сопровождение обучающихся (воспитанников) осуществляется закрепленным за МАДОУ «Д/с №22» медицинским персоналом: врачом- педиатром и медицинской сестрой Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана (структурное подразделение «Детская поликлиника»).
На основании медицинских обследований детей узкими специалистами, опросов родителей, медицинским работником воспитанники определяются в группы здоровья, подготавливаются рекомендации для педагогов по проведению физкультурно - оздоровительной работы.
Регулярно воспитателями проводится анкетирование родителей по различным вопросам (о состоянии здоровья детей, формах взаимодействия детского сада и семьи по снижению заболеваемости и др.).
В Учреждении осуществляются следующие профилактические меры по снижению заболеваемости у обучающихся (воспитанников), в том числе для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, рециркуляторы бактерицидные для обеззараживания воздуха);
-дыхательная гимнастика;
-С-витаминизация;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время ходьба по массажным коврикам;
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий;
-вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой
- работа по профилактике травматизма у воспитанников.
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Д/с №22» не предусмотрен
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве специальных технических средств обучения используются световые столы- планшеты для работы с песком
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ "Д/с №22" не предусмотрено